Водный туризм в Ленобласти — каковы у него шансы на развитие?

Водный туризм считается наиболее перспективным направлением для развития индустрии туризма на Северо-Западе. Уникальная водная система региона позволяет разработать самые разнообразные маршруты – от двух-трехдневных путешествий до многодневных круизов.

Кроме того, водные маршруты позволяют уберечь туристов от лишней встречи с российскими дорогами, что само по себе приятно, да и обеспечить комфортабельные условия проживания на теплоходе значительно проще, чем в районной гостинице. Тем не менее, самое перспективное направление остается таковым на сегодняшний день только потенциально.

Водный туризм можно развивать двумя способами — делать ставку на маломерный туризм и на развитие круизного туризма. Разумеется, у каждого пути есть свои плюсы и минусы.

Маломерный водный туризм, как следует из названия, предполагает использование маломерных судов – яхт, катамаранов и прочих плавсредств, вплоть до надувных плотов. Этот путь удобен тем, что не требует значительных вложений в создание инфраструктуры, да и привлекать туристов-индивидуалов и небольшие группы намного проще, чем разрабатывать круизные маршруты. Поэтому, с точки зрения, Андрея Березкина, вице-президента Петербургской Ассоциации Водного Пассажирского Транспорта (АВПС), именно на него и следует делать ставку. В качестве примера возможного развития маломерного туризма Андрей Березкин привел проект «Паруса России» — на сегодня он реализуется в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, но в планах авторов замысла – выход в северо-восточные районы Ленинградской области.

С другой стороны, как считает Никита Закорин, председатель Северо-Западного отделения Национальной Академии Туризма, экономический эффект для регионов от маломерного водного туризма – крайне невысок. Поэтому, если исходить из соображений экономической выгоды, то наиболее перспективным было бы развитие круизного направления – тем более что многие удаленные районы области входят в состав межрегиональных водных маршрутов. Однако, по его же словам, речной пассажирский флот находится в плачевном состоянии. «В большинстве круизных компаний до сих пор эксплуатируют те суда, которые остались с советских времен», — рассказывает он. — Не созданы в Ленинградской области и причалы – причем, не только для судов современного уровня, но и для устаревших. Те причалы, которые могли принимать суда в советские времена, давно пришли в негодность. Правда, нет условий и для приема маломерных судов – в тех случаях, когда речь идет не о неприхотливых байдарочниках. На сегодня в Ленинградской области планируется построить два причала для яхт – один в районе Сясьстроя, второй – во Всеволожском районе, на берегу Ладожского озера. Оба причала создаются на средства частных инвесторов, но ни о какой инфраструктуре, предназначенной для размещения и развлечения путешественников, речи не идет.

Читайте также  Верфь Vismara Marine представляет новую парусную яхты VM 80

По мнению представителей турфирм, для того, чтобы развитее водного туризма в Ленинградской области вообще стало возможным, необходимо серьезное участие местных органов власти, которые должны взять на себя заботы по созданию причалов, приведения в порядок береговой линии – в том числе, кстати, и прекратить распродажу под застройку земель в водоохраной зоне, а также упростить жизнь тем инвесторам, которые решат вложить средства в создание инфраструктуры, рассчитанной на прием туристов. К примеру, Ивангородским информационно-туристским центром разработано несколько водных маршрутов по рекам Нарва и Россонь, но реализовать этот проект невозможно без участия муниципалитета – существующие причалы непригодны к использованию. Кроме того, ни в Ивангороде, ни в его окрестностях нет гостиниц, приспособленных для размещения путешественников, а сам Ивангород привычно «эксплуатирует» маршруты «одного дня» и не предлагает потенциальным посетителям никаких развлечений.

Ко всем перечисленным препятствиям на пути развития водного туризма надо добавить и отсутствие квалифицированных кадров, и отсутствие учебных заведений по их подготовке, и даже дефицит навигационных документов. Именно с последней проблемой в полной мере столкнулись в Ивангородском информационно-туристском центре – маршруты по рекам Нарва и Россонь разрабатывались методом проб и ошибок.

Таким образом, для того, чтобы в Ленинградской области хоть как-то начал развиваться водный туризм, необходимы объединенные усилия бизнеса и властей. Объемы средств, которые потребуются на создание одного полноценного маршрута протяженностью хотя бы два-три дня, участники рынка оценить затруднились. Видимо, поэтому на сегодня самым процветающим направлением остаются лодочно-байдарочные походы – эти туристы неприхотливы, развлекают себя сами, и не нуждаются ни в каких гостиницах. Кира Обухова, AllNW.ru

Добавить комментарий